Получи 50$ за регистрацию, увеличь посещаемость своего сайта на 70% - 150% и заработай денег!

Андрей Стрельцов

Эх, дороги…


Городскому общественному транспорту посвящается…

Как бы я ни не любил городской общественный транспорт, но куда от него денешься в большом городе?! Если до работы приходится добираться с пересадками, да кроме того, быстрее, чем за час проделать это невозможно. А о том, чтобы проделать это пешком и говорить не приходится. Вот и приходится с ним мириться.

С одной стороны, городской общественный транспорт штука хорошая. Облегчает перемещение по городу и как бы экономит ваше драгоценное время. Но всё это действительно "как бы".

При нынешней его организации попытка добраться куда-либо превращается в сущее мучение. Вы тратите нервы, физические силы, хорошее настроение, наконец! И с превеликим удовольствием зареклись бы от повторения этого опыта, но! расстояния слишком велики для подорванных сил вашего организма.

Как проходит ваш очередной день? Очень просто! Вы просыпаетесь, умываетесь-одеваетесь, кое-кто даже кормится и идёте на работу. Но, поскольку она хорошо так удалена от места вашего жительства, то сначала направляетесь на остановку какого-либо вида транспорта.

О! Эти остановки видно издалека! Они напоминают ещё не всеми забытые митинги и демонстрации. Только вот вместо лозунгов и транспарантов хмурые и сосредоточенные лица. И на них читается решимость залезть в первый же транспорт, чего бы это ни стоило.

И вот - ура! - подходит он, родимый и долгожданный. Его двери с трудом открываются, преодолевая сопротивление спин уже набившихся в него людей. И без того, казалось бы, битком набитый салон впускает в себя очередную порцию людей, спешащих на работу. И всё это проделывается под крики водителя о том, что надо пройти в середину салона, благо что она пустая, о том, что никуда никто не поедет, пока двери не закроются, и о том, что в салоне работает кондуктор, а на линии - контроль. Некоторые так прямо и заявляют, что как на вас не орать, когда вы такие вот уродцы.

И вот счастливцы втиснулись, прижались друг к другу, почувствовали чувство локтя и… поехали!

О, этот счастливый миг! Ты знаешь, что ты не один, что вас много и вы - сила. Вы сила, подчинённая правилам, царящим в салонах общественного городского транспорта. Вы уже не человек, вы - пассажир, который должен быть взаимно вежлив, обязан оплачивать проезд в течение поездки до первой остановки, уступать место детям и инвалидам. Вы уже очень много чего должны и обязаны. Совсем немножко вам разрешается: провоз ребёнка до 7 лет и ма-ахонького багажа бесплатно. Всё!

А вот транспортные организации не считают себя обязанными доставить вам удовольствие от поездки. Всё очень просто. Куда вы от их услуг денетесь. И хоть будете ворчать каждый раз, но всё равно на следующий же день вы снова их клиент. Их не волнует, что вместо написанных на остановках промежутков движения существуют другие, раза в три, а то и четыре их превыщающие, а потому реальные и выполняемые. Их не заботит, что транспорт очень часто ломается, создаёт пробки и перекрывает движение. Очень остро это чувствуется на троллейбусах и трамваях. Если встал трамвай, то это означает, что пока он не пойдёт, позади него будет собираться целая вереница ему подобных. А то, что люди куда-то опаздывают… кого это волнует?

О сколько нам чудных ощущений приносит поездка! Вы ждёте её. Вы не представляете своей жизни без ежедневных усилий, требуемых для того, чтобы пробиться в салон городского транспорта. Если вы не почувствовали чей-то локоть в области своей печени, то вы не ощущаете себя полностью удовлетворённым. Если вам не нагрубил кондуктор, то вы считаете себя обделённым общением.

Где ещё вы сможете непринуждённо пообщаться или выслушать чьи-то словоизлияния, не неся никаких обязательств. Вы видите всех этих людей первый и последний раз в жизни. Но даже если и не последний, то никто из них не будет к вам впоследствии приставать с просьбой вспомнить вашу с ним беседу. Где ещё такое количество людей действует столь слажено? Торможение - и все полетели вперёд, тронулись - и все откатились назад. И всё это под дружное перемывание косточек водителя, которому, по общему мнению, рачительный хозяин и картошку бы возить не позволил. А у нас пассажир не картошка, он всё стерпит.

Наверняка каждый из вас видел надписи над сидениями о том, что они предназначены для детей и инвалидов. Такое впечатление, что практически всё мужское население считает себя либо детьми, либо инвалидами. До скольки лет человек считается ребёнком, ведь нигде не написано. И сидят в основном переростки лет так от 15 до 30. А им постоять только бы в пользу пошло.

Правда, нашим женщинам место уступать не выгодно. Они же сумки на сиденья ставят, а сами всё равно стоя продолжают ехать.

Как-то раз еду в трамвае. Народу на удивление немного. Но сидят в основном мужчины, а женщины аккуратненько так стоят в сторонке. На очередной остановке входит шустренькая бабуська лет восьмидесяти. И, нисколько не смушаясь и долго не раздумывая, подходит к ближайшему сидящему и спрашивает: "Вы больны или беременны?" И заметьте, что вопрос задаётся на немецком языке! Сидящий, ничего не понимая, поднимает глаза на неё, после чего следует перевод. И можете догадаться, что того мужика как ветром сдуло. Потрясающая бабуська!

А сколько новых слов и выражений вы можете узнать всего лишь за одну поездку в городском транспорте! Это же целый и очень своеобразный язык. Где вы ещё можете услышать просьбу обилетиться? Да нигде! И это правильно! Потому что… Да потому что наши кондуктора ещё более косноязычны, чем наши политики.

Посоветуйте, что надо отвечать на вопрос кондуктора: "А что у вас?" Я, конечно, могу рассказать, что у меня любимая жена, любимая работа и комната в общежитии. Но смутно подозреваю, что ему не это надо.

А вопрос: "Средняя площадка, все проезд оплатили?" Что здесь ответишь? Да и надо ли? Во-первых, даже если я и нахожусь на этой самой площадке, то всё равно ею не являюсь. Во-вторых, я же не могу отвечать сразу за всех!? За себя - пожалуйста. А за остальных не буду. А посему продолжаю ехать молча, поскольку именно меня о оплате проезда никто не спрашивал.

Недаром столько анекдотов ходит о нашем транспорте и о том, что в нём происходит. Помните:

ужчина вы на мне уже полчаса лежите. Сделайте же что-нибудь!" На что тот отвечает, что ничего сделать не может, после чего слышит в ответ: "Не можете сами, уступите место другому."

Сколько раз мне доводилось услышать при обращении к кому-то, чьё присутствие смутно ощущалось за спиной, что-то навроде "мужчина закройте двери в заду". После чего следовал ответ, что у оного двери в заду не закрываются. За неимением таковых.

Также довелось услышать реплику из салона: "Товарищ водитель, у вас в заднем проходе человека зажало!"

А ещё слышал о таком случае:

одитель (сердито):

- Товарищи пассажиры! Освободите задний проход!

И почти без паузы:

- Следующая остановка - Армянский переулок."

Но не это нас сейчас волнует до глубины души. Нас сейчас интересует, как же мы будем выходить на той остановке, на которой нам это необходимо проделать и которая уже приближается. И это кажется невыполнимой задачей. Поскольку вы скорее всего стоите на одной ноге и нет никаких гарантий, что она ваша, и висите на одной руке. Но нужда есть нужда, и вы начинаете, преодолевая сопротивление входящих, которые советуют вам пройти в середину салона, поскольку та пустует (что в корне не верно), пробиваться к выходу. И, возможно, ваше упорство будет вознаграждено тем, что вы выйдете там, где хотели. А это само по себе не так уж и мало.

И вот - ура! Вы на свежем воздухе. Позади кровожадно захлопнулись двери, увозя новых жертв. И теперь можно какое-то время морально и физически себя готовить к очередному штурму городского транспорта. Ведь вам ещё надлежит вернуться домой. (Вы не забыли? Вот и хорошо.)

Самое интересное в том, что именно в час пик транспорт всех родов и видов ходит с перебоями. Водители начинают проезжать мимо остановок, не останавливаясь и, соответственно, лишают вас возможности добраться до работы вовремя. Чуть погода становится пожестче (не важно, жарче или холоднее) и весь транспорт, как заправский и очень точный термометр откликается на её изменения. И этот отклик очень печален. Поскольку выход из строя трамваев, автобусов и троллейбусов резко увеличивается. И часть пути вы вынуждены преодолеть пешком. А по такой погоде это ж сущее мучение!

Казалось бы, что это ни что иное, как моральный ущерб, тем более, что вы оплатили проезд. Но никто вам его не возместит, а чтобы вырвать деньги за сорванный проезд из кондуктора, вам придётся ой как попотеть.

А все эти ремонты трассы, которые столь печальны для трамваев? Только представьте, что вы живёте в такой части города, куда кроме трамваев ничего не ходит. Представили? Если вы не жили в такой ситуации, то вы это не сможете представить в полной мере. Меня, как налогоплательщика, интересут только одно, то, что на свои деньги я хочу спокойно добираться до любой точки города, а не преодолевать большую половину пути пешком.

Разве я так много хочу? Вы мне скажете, что нет. И будете совершенно правы. А вот все транспортные организации начнут объяснять, что это плановый ремонт, без которого никак нельзя обойтись. Но меня интересует отнюдь не это. Меня интересуют мои персональные удобства.

А если у меня проездной на тот пресловутый трамвай? А он не ходит? Я же должен добираться другим видом транспорта! И в нём снова платить. Поскольку, если не оплатить проезд, то вас могут очень запросто оштрафовать, несмотря на все ваши отговорки.

Или вот. Из-за этого трижды ненавистного ремонта вы вынуждены совершать непредвиденную пересадку, преодолев часть пути на своих двоих. Причём если бы не работы на трассе, вы бы спокойно, без всяких пересадок добрались до необходимого вам места. Но сейчас за тот же путь, получив множество неудобств, вы ещё и должны оплатить его втридорога! Ну это ли не чушь вселенского масштаба?! А кондуктор смотрит на вас, как солдат на вошь, и с тупым видом говорит вам о том, что раз вы сели в другой, допустим, трамвай, то должны платить. Бред какой-то!

Но разный бывает кондуктор. Бывает любезный, а бывает озлобленный. Бывает, один готов тебя во всех смертных грехах обвинить, а другой посочувствует.

Возьмём, к примеру, меня. А у меня внешность. Специфическая, как я стал подозревать. Некоторые кондуктора, даже если я только что на их глазах вошёл в салон, делают вид, что не замечают и ни о какой оплате не спрашивают. Другие же спрашивают. Тихо, мирно, кулюторно. Третьи же подходят с таким лицом, на котором написано, что из меня со стопроцентной гарантией оплаты не выбить и что они костьми лягут, но меня выдворят. Как они уморно выглядят, когда я проезд вопреки их ожиданиям оплачиваю без каких-либо пререканий.

Кондуктор пошёл нынче нервный. Готов зайцев за космы из салона выкинуть. И ведь многие набрасываются. Кричат, бузят, нарушают спокойствие. Да и заяц пошёл наглый. Этого у него не отнимешь. А кто хочет за такое, прямо скажем, неудовлетворительное обслуживание платить деньги и немалые.

Раньше проезд в трамвае стоил 3 коробка спичек или 1/7 булки хлеба. Автобус был в два раза дороже. Стоимость проезда в троллейбусе лежала где-то посередине. А сейчас? Всё стоит одинаково. И не дёшево. А именно 10 спичечных коробков или больше, чем полбуханки хлеба. А обслуживание, между прочим, стало во много крат хуже.

Водитель любит поучать пассажира, что тот мог бы и не толкаться, а пройти пешком пару остановок. Ну ладно бы лето было. Тепло и вообще. Птички поют. Зимой шибко то не разгуляешься. Уши к спине примерзают и нос отваливается. И в конце то концов, какое ему дело? Я плачу? Плачу! Так что пусть каждый занимается своим делом: кто везёт, а кто едет. Надо бы нам вернуться к разделению труда. Может, я на работе до того наработался, что у меня птички перед глазами до сих пор чирикают. Может, я в таком состоянии трамвай от автобуса отличить не в состоянии. А он мне: иди, мол, пешком. Я же аварийных ситуаций могу столько создать, что страшно подумать.

Тоска. Скука. Единственный способ избежать всей этой транспортной волокиты - жить в маленьком городке, который можно из края в край за полчаса неспешного хода пройти. Другого пути не видать. Хотя, может быть, начнут у нас в стране уважать человека и будут делать его жизнь удобнее? Перестанут создавать очередные препятствия? Создадут условия для спокойной работы? Как вы думаете?

А, может, уволить всех кондукторов, перестать печатать проездные и абонементы и разрешить ездить людям бесплатно? По-моему, одно другого стоит. И дабы высвободившаяся рабочая сила не бузила о том, что они стали безработными, то оную направить на приведение салонов городского транспорта в надлежащий вид, чтобы в них войти было не то что не страшно, а и не стыдно.


"Опять" // Вернуться в архив // "Разве?"
[Главная страница] [Биография] [Библиография] [Критика] [Почта] [Гостевая книга]

Copyright © Андрей Стрельцов 1999