Получи 50$ за регистрацию, увеличь посещаемость своего сайта на 70% - 150% и заработай денег!

Татьяна Перина

Контрольная работа по факультативу "Литература Урала".


Предметом моего анализа стал рассказ "Лотерея", принадлежащий молодому фантасту А. Стрельцову. Рассказ был опубликован во втором номере журнала "Вавилон" и, на мой взгляд, значительно выделялся, поистине, фантастическим оптимизмом.

В предисловии автор ставит нас в известность о том, как и вследствии чего появилась потребность написать этот рассказ: внимание привлек одноименный рассказ и "… с седьмого абзаца сюжет вдруг раздвоился: одну линию событий я считывал с листа, а другая проигрывалась у меня вголове, стояла перед глазами и переливалась всеми красками жизни. Скажите, что мне оставалось делать, кроме как выплеснуть на бумагу то, что пронеслось перед моим взором в считанные минуты?"

Неустойчивость, дереализация реальности современного мира все больше и больше заставляет обращаться к фантастике, все труднее и труднее становится провести черту, разделяющую виртуальный мир и реальный.

Мужчина средних лет (42 года) прогуливается в праздник 9 мая, по воле злого рока, совпавший с его днем рождения. Человек, уставший от семейных забот, от работы, от политики, - вполне узнаваемый тип современника. Рассерженный на праздничную суету, веселость молодежи, он пытается саморефлексировать, подводить итог сорокадвухлетнему существованию. И уже на грани полного отчаяния получает счастливый билет: бабулька предлагает ему бесплатно, в качестве подарка ко дню рождения, билет беспроигрышной лотереи. После некоторых колеюаний, связанных с неверием в бесплатное счастье, герой вытягивает его и получает свой подарок - возвращение в юность.

Тот же день, 9 мая, его день рождения, но день особенно счастливый - завтра он получит паспорт и станет взрослым. Именно в этот день "неопаспортаченной жизни" герой (теперь мы знаем его имя - Борька) встречает девушку "ту, которую искал всю жизнь". Борька убеждает ее, что ясновидящий, что знает ее имя, ее будущее; очаровывает девушку, окрыленный внезапно нахлынувшим чувством любви, осознанием того, что он и эта девушка созданы друг для друга.

Но сказка не закончилась на этом. Вернувшись в реальность, герой сохранил молодость души, стал уважаемым человеком, справедливым начальником, любимым мужем и отцом. Одна мысль его тревожила - а не сон ли это был? Об этом мы узнаем из эпилога.

Такова фабула рассказа.

Фантастика мыслит аллегорией, за ней всегда можно узнать современную модель мира или то, к чему она может привести. Интересным поэтому представляется, где проходит эта граница между реальностью и сказкой, насколько фантастичен мир действительности. Для того, чтобы разобраться в этом, необходимо поближе расмотреть образ главного героя, образ мира и их соотношение.

Мир дан не как объективная реальность, а в восприятии человека, потерявшего на одном из этапов жизненного пути цель и отчаявшегося ждать лучшего. Праздник не радует, "чужое веселье раздражало, пестрое убранство резало глаза, воздух был настолько липким и душным, что приклеивал рубашку к позвоночнику." Герой находится в центре от начала и до конца, и в первую очередь его сознание. С первой строки мы сразу попадаем в мир рефлексирующего эгоцентриста, сосредоточенного на себе и на своих проблемах: "Вот мне и исполнилось 43 года." Заткнутые кулакми карманы потертых джинсов показывают, насколько человек замкнут и напряжен в своих мыслях. Мысли его о семье, о работе, о правительстве, о выборах, но больше о собственном возрасте. Человек в день сорокатрехлетия пытается подвести итог: "На десять лет пережил Христа, а толку - кот наплакал: как говорится, ни учения, ни учеников <…> Надо бы что-то сделать, но нет ни сил, ни желания, ни главное, идей о том, что именно сделать." Какой-то молодой человек не сумел избжать столкновения с "плечом брюзги средних лет", извинился и помчался дальше. Об этом тоже узнаем из неадекватной реакции героя: "У него еще хватает наглости извиняться! <…> А сам ведь меня даже и не заметил! Все машинально: врезался машинально, извинился машинально, так же машинально отдавил ногу, сбил машиной, инстинктивно извинился, тут же забыл и дальше помчался по своим делам." Такая градация доказывает одно - у человека больное сознание. Он близок к паранойе, но еще способен немного контролировать ситуацию: видит, что люди странно на него смотрят и догадывается, что бурчит вслух.

Ответственность за душевное неблагополучие герой полностью перекладывает на мир: "Сволочи! Довели!" Невписанность героя в пролетающий веселящийся мир ясно ощущается им и рождает желание бежать. Но куда? Он понимает, что безнадежно отстал и не понимает, каким образом можно достичь гармонии с миром. С другой стороны, чувствует свое превосходство над ним - люди веселятся, так как у них еще все впереди. На мгновенье мелькает в мыслях выход: "Был бы молодой", но он неосуществим. Человек страдает от того, что старые мечты осуществлены, все, что хотел, сделал:

человек сформировавшийся - всего, о чем мечтал, достиг. Семья: жена, дети (мальчик и… мальчик), телевизор, газета,… Работа: должность, звание (кандидат наук как-никак)… Шел в науку, чтобы двигать ее вперед и вверх, а на самом деле все силы уходят на то, чтобы оставаться на месте…" Поистине фаустовские мучения - достиг всего, кроме праздника жизни. Но вот является и "Мефистофель" - низенькая, сутуленькая, сухонькая, седовласенькая бабка с лотерейным барабаном на столике, которая знает, что нужно несчастному. Один ее вид стал рождать приятные воспоминания: "то ли глаза, то ли ее лототрон, который, казалось, выскочил на улицу города из его студенческой юности." Но удивляло не это совпадение - точно такая же восьмигранная призма, бабулька, - а предложенный ею подарок.

рохин растерялся окончательно. Никогда и никто не предлагал ему даже самую незначительную мелочевинку бесплатно, всегда требовалась компенсация потраченных моральных и физических усилий. А тут… подарок! Просто так, от увиденной им впервые в жизни бабки, которая, кстати, знает, что у него сегодня день рождения."

Фантастичным в этом мире становится обычное проявление внимания к постороннему человеку, доброе слово и приятный сюрприз. То, что с героем происходит после этого, лишь следствие, лишь развитие приятных воспоминаний.

Крохин вернулся в то время, когда мечтал, фантазировал, любил, когда жил полной жизнью, дышал полной грудью. Мир вокруг Борьки совершенно не изменился - он все такой же веселящийся, суетной, несущийся куда-то и "набивающий оскомину", но мальчишка "самолично решил сбежать в центр, дабы окунуться в суету и потоки машин… втягивая полной грудью воздух наполненный ароматами яблони и сирени." Борька отдавал миру всего себя "безвозмездно", радовался весне и тому что с ним говорит красивая умная девушка. Это не брюзга сорокалетний, а балагур, болтун, обаятельный, приятный молодой человек, уверенный в себе и в том, что мир его примет таким, каков он есть: фантазера, легко вмещающего в себя мир реальности и мечтаний. Свою избранницу Елену он называет Катериной, "лучом света в пестром царстве." Ее родители ошиблись, давая ей имя, так же как и его - назвали Борисом, вместо Натаниэля. Он рассказывал Елене, каким умным, порядочным, справедливым будет ее муж, и что мужем ее будет он, Наан, и что другого жизненного пути нет. В Борьке живет исследователь, в Натаниэле - то, что способно двигать мысль исследователя - желание улучшить мир. Это не двойничество, это единство двух равноценных ликов человека. Это истинная гармония.

орис и Елена Катерина и Натаниэль
бродили по улицам, взявшись за руки и беспрестанно разговаривая."

Трагедия Крохина в том и состоит, что он утратил в себе Наана, потерял свой вечный двигатель, а с ним - возможность жить в гармонии с миром. Поэтому то, что сделала бабуля с помощью лотереи, действительно фантастика! Она вернула Борису недостающую ему половину, и жизнь его изменилась к лучшему. Он иначе стал смотреть на нее. Ожившие на некоторое время воспоминания убедили героя, что причина его мук не в окружающей действительности, а в нем самом. "Он стал больше уделять внимания жене и детям, покупая кому цветы, кому мороженое, вытаскивая их в театры, цирки и прочие зоопарки." Нужно быть чуточку внимательнее к миру и беречь в себе шестнадцатилетнего мальчишку, тогда любая действительность будет вечной доброй сказкой.

Такой оптимизм автора потрясающ. Нашей кризисной эпохе свойственно скорее апокалиптичное мироощущение. Но А. Стрельцов нашел то, что способно противостоять трагедии человеческого существования. Авторский оптимизм заложен не только в сюжете рассказа, но сам стиль писателя - легкий, шутливый - с самой первой строки говорит: все будет хорошо.

Масса аллюзий на популярные кинофильмы, мультфильмы ("Семья: жена, дети (мальчик и… мальчик)", "покупая кому цветы, кому мороженое", "Без-воз-мезд-но! То есть, даром!"), авторские окказионализмы ("неопаспортаченная жизнь", "деньрожденник"), сравнения ("но карие глаза, забавная челка и легкая курносость девушки прошли через борькино сознание, словно сель через горный аул и смели последние преграды к словоизлиянию") создают атмосферу игры. Кроме того, речь автора очень похожа на речь героя: те же конструкции, то же словотворчество, та же лексика. И это тоже игра - как будто автор говорит о себе в третьем лице. Это может означать одно - недостаток мастерства или полное вживание в образ героя, приятие его мироощущения, его жизненной позиции.


Вернуться в архив критики


[Главная страница] [Биография] [Библиография] [Архив] [Почта] [Гостевая книга]

Copyright © Андрей Стрельцов 2000